На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

БИС - В 2018 году реализовано большое количество перспективных и масштабных проектов.

Автор: Анастасия Скогорева
Издание: Национальный банковский журнал, декабрь 2018

О важнейших ИТ-проектах для банковской отрасли в 2018 году в интервью NBJ рассказал генеральный директор компании «Банковские информационные системы» Олег Дрождин.

NBJ: Серьезным вызовом для всей банковской системы стал переход на МСФО (IFRS) 9. Насколько сложно обновлять программные продукты под МСФО 9? Как Вы считаете, готовы ли банки к этому переходу с технологической точки зрения?

О. Дрождин: Для абсолютного большинства профессиональных участников банковского рынка переход на принципы МСФО 9 в бухгалтерском учете стал приоритетным законодательным и ИТ- проектом текущего года. Это не просто апгрейд ПО. Необходимо было внести множество инфраструктурных доработок в автоматизированную банковскую систему и ее модули. Мне трудно оценить готовность всех банков в целом к переходу на МСФО 9. Что же касается кредитных организаций, использующих программные продукты QBIS, то они готовы. Мы начали адаптацию наших ИТ-решений под новые требования еще в прошлом году. Провели большое количество тестирований. Запустили анализ поиска ошибок. Проверили нагрузку на систему. Все это делалось с той целью, чтобы с 1 января 2019 года клиенты БИС не испытывали трудностей с исполнением требований регулятора, связанных с использованием новых международных стандартов бухучета. Уже осенью началось тестирование внесенных нами изменений в одном из крупнейших банков России – ВТБ. Но главное нам удалось сохранить высокую производительность всех процессов, и адаптация программных продуктов под МСФО 9 никак не повлияла на скорость работы системы ИБС QBIS и качество обслуживания клиентов банков.

NBJ: Какие модули банковских систем потребовали изменений и дополнений под стандарты МСФО 9?

О. Дрождин: Как Вы, наверное, знаете, семейство программных продуктов QBIS объединяет все ИТ-решения, которые автоматизируют работу банка по основным направлениям. В связи с введением МСФО 9 были внесены существенные изменения в следующие модули этого семейства: «Кредиты и депозиты», «Частные вклады», «Векселя», «Обязательная отчетность», «Базовый модуль». В них реализованы новые классификаторы, настроечные параметры, дополнительные реквизиты, которые позволят обрабатывать финансовые инструменты в соответствии с принципами МСФО 9. Кроме того, разработаны новые алгоритмы расчета различных показателей для оценки и обработки финансовых обязательств и активов по требованиям МСФО 9.

NBJ: В уходящем году Ваша компания объявила о запуске искусственного интеллекта (ИИ) в составе системы автоматизированной отчетности QBIS.Reporting. Каких целей Вы достигали, реализуя этот проект? Как Вы оцениваете роль и возможности ИИ в автоматизации банковской деятельности в будущем?

О. Дрождин: Искусственный интеллект - одно из самых интересных и многообещающих направлений развития электронных банковских технологий в мире. Цель всегда одна – это повышение эффективности и доходности кредитных организаций. В контексте проделанной работы я увидел большой потенциал развития ИИ по самым разным аспектам банковской деятельности с использованием ПО QBIS. Все зависит исключительно от потребностей каждого конкретного заказчика и от того, где банк хотел бы использовать ИИ. А реализацию мы уже обеспечим.

С помощью искусственного интеллекта в составе QBIS.Reporting банк может оперативно распознать подозрительные транзакции, сегментировать пользователей по типу операций и видам используемых финансовых продуктов, качественно оценить кредитоспособность клиента. Также мы успешно протестировали такие возможности, как мониторинг возникновения нештатных ситуаций, оптимизация работы инкассаторских служб, улучшение работы контакт-центра с помощью электронного интеллектуального ассистента. Но повторюсь это лишь малая часть от того, что мы реально можем уже сегодня реализовать.

Согласно последним исследованиям, возможности искусственного интеллекта в банковской сфере будут постоянно развиваться. Ближайшая задача, которая закладывается в работу ИИ – это систематизация и анализ личной информации о клиентах банках с тем, чтобы автоматически предлагать максимально персонализированные и адаптированные под каждого конкретного пользователя финансовые продукты и услуги.

NBJ: Тема автоматизации бизнес-процессов в банке обладает на сегодняшний день особой актуальностью. Действительно ли она необходима, по Вашему мнению? Какие программные решения по этому направлению предлагает БИС?

О. Дрождин: Вся история развития человечества – это постепенная автоматизация. Вы же не будете спорить с тем, что стиральная машина в квартире – это автоматизация стирки? Или, например, печать на принтере, это автоматизация письма и рисования? Аналогичная ситуация и в автоматизации бизнеса, особенно банковского. Чтобы оставаться конкурентоспособным нужно очень быстро оценивать эффективность различных направлений деятельности, определять слабые и сильные стороны в своей стратегии, выявлять и анализировать ошибки своего развития и быстро их исправлять. Современные аналитические ИТ системы способны все это сделать в кратчайшие сроки на основе финансовой и производственной деятельности банка с точностью до 100%. Если эту возможность не использовать сегодня, то завтра это сделают другие и риски стать аутсайдером на рынке вырастут в разы.

В начале этого года мы презентовали обновленный пакет BPM-решений для банковского бизнеса. В его основе специальный модуль «Управление задачами и сервисами», который позволяет существенно повысить рентабельность банковского бизнеса. С его помощью можно проектировать, моделировать и реализовывать бизнес-процессы в банке таким образом, чтобы в любой момент времени получать полную информацию о ходе их выполнения и эффективности. В отличие от представленных на рынке аналогичных систем, в нашем программном продукте внедрен так называемый «гибкий инструментарий», благодаря чему банк получает широкие возможности по самостоятельному проектированию и разработке бизнес-процессов. То есть максимально снижена «зависимость» от разработчика в пользовании этим ИТ-решением.

NBJ: Какие еще значимые проекты реализовала Ваша компания в прошедшем году?

О. Дрождин: У нас в работе одновременно находится большое количество самых разных, перспективных и масштабных проектов с различными кредитными организациями как в России, так и в странах СНГ. В целом по уходящему году я хотел бы особо отметить продолжающееся активное взаимодействие с крупными системообразующими банковскими институтами.

Так, мы завершили крупный проект по разработке и внедрению системы автоматизированного функционального и регрессионного тестирования для одного из крупнейших банков Республики Казахстан ДБ АО «Сбербанк». В рамках проекта были решены задачи тестирования банковской системы, функционирующей как в терминальном, так и в графическом режиме.

В Банке ВТБ специалисты БИС в кратчайшие сроки создали технологию по миграции вкладов из присоединенного Банка Москвы. Кроме того здесь был реализован ряд крупных проектов по доработкам счетов вкладчиков, обслуживанию карт МИР, ведению договоров по обезличенным металлическим счетам, реализации требований МСФО 9 по частным вкладам.

В Россельхозбанке был успешно завершен целый комплекс работ по таким направлениям, как дистанционное банковское обслуживание, обмен данными с различными организациями и государственными органами, присоединение к платежной системе contact, SMS- информирование и многим другим.

Наша компания в числе первых реализовала поддержку расчетов по Перспективной платежной системе (ППС) Банка России. Это тоже очень важный проект в сфере законодательства 2018 года. Пользователи QBIS получили весь необходимый ИТ-инструментарий для взаимодействия с ППС ЦБ РФ.

С 1 декабря мы запустили обмен данными с ГИС-ГМП по новому формату СМЭВ-3, благодаря чему удалось увеличить объем передаваемой информации, обеспечить гарантированную доставку запросов и ответов, получить доступ к оперативной прозрачной статистике.

NBJ: Ведет ли Ваша компания сотрудничество с небанковскими кредитными организациями? Есть ли у Вас специальные программные решения для МФО и НКО?

О. Дрождин: Со стороны МФО и НКО отмечается растущий запрос на качественные программные продукты. Конечно, мы разрабатываем специальные модели использования наших решений в небанковских структурах. Не так давно на Форуме «ВБА-2018» наша компания презентовала специальные возможности автоматизированной системы по работе с кредитным портфелем QBIS.Loan для микрокредитных организаций. Говоря простым языком, большинство МФО сегодня либо сами разрабатывают необходимое ПО, либо ограничиваются покупкой программ у разработчика бухгалтерских приложений. Мы предлагаем третий и, на наш взгляд, наиболее оптимальный путь – это приобретение профессионального банковского ПО у профильного разработчика, который обладает необходимым опытом и экспертизой на финансовом рынке. При этом мы обеспечиваем самые короткие сроки внедрения, адекватную стоимость обслуживания и реализуем адаптацию наших ИТ-решений под любые индивидуальные запросы и требования. Планируем и дальше развивать это направлением и предлагать новые форматы сотрудничества.

В целом мы довольны результатами 2018 года по всем нашим проектам и уверены, что в следующем году сможем реализовать еще больше наших идей и планов.

NBJ: Олег Львович, благодарю Вас за возможность ответить на вопросы нашего журнала. Желаю Вам и Вашим клиентам процветания в Новом году.

О. Дрождин: Спасибо Вам.


Скачать в формате pdf.