На главную Контакты Карта сайта Версия для печати
ПОИСК
О компании Партнеры Продукты Услуги Клиенты Пресс-центр Форум

Влияние COVID-19 на развитие банковской автоматизации

21.09.2020

Последние исследования банковской сферы наглядно показывают, что ситуация вокруг пандемии коронавируса подтолкнула развитие банковских цифровых технологий примерно на пять лет вперед, а банки к увеличению инвестиций в IT-инфраструктуру уже в самое ближайшее время. Весной 2020 года мы увидели массовую трансформацию доступа клиентов к привычным финансовым продуктам и технологиям, что повысило шансы на слияние банков и финтех-компаний в краткосрочной перспективе, уверены некоторые эксперты.

В частности, пандемия стала одной из главных причин оптимизации работы традиционных офисов обслуживания клиентов у большинства участников банковского рынка. В условиях социального дистанцирования клиенты, которые до пандемии не понимали, насколько удобен цифровой банкинг, наконец смогли протестировать его преимущества.

Финансисты все чаще сходятся во мнении, что физическое местоположение офисов будет по-прежнему играть важную роль в стратегии банка, но пандемия может навсегда изменить формат работы филиалов. Не исключено, что в будущем отделение банка будет во многом похоже на посещение стоматолога или врача, когда вы заранее договариваетесь о встрече, чтобы прийти и получить консультацию или услугу.

Исследования показывают, что цифровой банкинг позволяет финансовым учреждениям сосредоточить свою деятельность в филиалах на дополнительных услугах - например, финансовом планировании или подаче заявки на получение кредита. И в меньшей степени на транзакционной деятельности, такой как внесение снятие/получение наличных денег, денежные переводы.

Также обозначился тренд на популяризацию online-взаимодействия с клиентами с помощью SMM, чат-ботов, мессенджеров. Эксперты уверены, что в условиях социального дистанцирования эти технологии получат дополнительный стимул для развития. Новые функциональные возможности, расширение списка предоставляемых digital-услуг и консультаций, сокращение сроков обработки заявок могут также стимулировать оптимизацию банковских отделений.

Как и в других сферах в банках все большее распространение получает удаленная работа. И, конечно же, успешный перевод сотрудников на дистанционный формат зависит от уровня и качества автоматизации. Одним из главных ориентиром здесь становится безопасность передачи и хранения банковской информации внутри организации. Банкиры и финансисты признают, что все еще актуальна проблема утечки персональной и другой информации о клиентах. Несмотря на растущий уровень безопасности банковских систем, пока не удается полностью исключить утечку конфиденциальной информации в публичное пространство. Поэтому скорость и массовость перевода банковских сотрудников на удаленную работу будет напрямую зависеть от возможностей кредитной организации и ее IT-партнера в обеспечении сохранности всей информации.

В результате финансовой напряженности, вызванной COVID-19, часть клиентов, оказавшихся неплатежеспособными были вынуждены обратиться к кредиторам с просьбой о предоставлении кредитных каникул. Банкам необходимо было быстро подготовить IT-инфраструктуру для обработки большого числа запросов на отсрочку платежей по действующим кредитным договорам в соответствии с 106-ФЗ, чтобы пользователи могли выстроить уважительные и доверительные отношения с клиентами-заемщиками, оказавшимся в трудной финансовой ситуации. Наиболее вероятно, что в будущем банки будут отдавать предпочтение той IT-инфраструктуре, которая сможет в кратчайшие сроки обеспечивать бесперебойную работу согласно новым рыночным и законодательным требованиям.

К сожалению, напряженная ситуация связанная с COVID-19 привела к росту кибермошенничества в банковской сфере. Многие руководители кредитных организаций считают, что недостаточное внимание к кибербезопансности может нанести значительный ущерб банкам и их клиентам. Наибольшему риску подвержены пользователи с низким уровнем технологической грамотности. Телефонное и SMS-мошенничество, фишинг, компромитация email переписки остаются для преступников основными инструментами для доступа к финансам граждан. Многие розничные банки регулярно информируют своих клиентов об этом, а также рекомендуют не отвечать на SMS или электронные письма с просьбой предоставить личную информацию. В перспективе банки могут активизировать обучение своих сотрудников передовым методам обнаружения и предотвращения угроз кибербезопасности для себя и своих клиентов.

Цифровая трансформация - это термин, который давно используется в банковском бизнесе. Кризис COVID-19 определенно вынудил банки расширить свои digital-возможности, улучшить онлайн-услуги и провести качественных анализ имеющих на рынке программных решений и IT-услуг. По мнению большинства банковских аналитиков, наиболее оптимальным способом развития автоматизированной IT-инфраструктуры является постоянное сотрудничество с профильным разработчиком ПО, который обеспечивает полную поддержку своих программных продуктов и располагает широкой линейкой IT- решений для максимальной автоматизации бизнес-процессов. И сейчас лучший момент, чтобы оценить надежность и эффективность имеющихся на рынке программных комплексов, которые активно использовались в период напряженности связанной с COVID-19.

В число успешно прошедших стресс-тест банковских систем входит ИБС QBIS, разработанная компанией «Банковские информационные системы». Банки, работающие с БИС, смогли быстро оптимизировать бизнес-процессы под новые условия, перевести взаимодействие с клиентами на дистанционный режим и при этом удаленно обеспечивать беспрерывное выполнение всех внутренних процессов внутри банка, создавать и запускать новые финансовые продукты и услуги.

Специалисты БИС в короткие сроки обеспечили поддержку оформления кредитных каникул по 106-ФЗ, интеграцию с Системой быстрых платежей, обновление системы дистанционного банковского обслуживания QBIS.Online. Новое комплексное решение по работе с кредитами QBIS.Loan обеспечивает эффективное управление портфелем заемных средств и помогает снизить риски возникновения проблемной задолженности, что особенно актуально в периоды финансовых кризисов.

В QBIS интегрировано большое количество модулей для автоматизации работы по таким направлениям, как расчеты, отчетность, депозиты, работа с пластиковыми картами и клиентами, хранилища данных и многим другим.

Кредитные и финансовые организации вошли в число предприятий, для которых модернизация ключевых бизнес-процессов во время ограничительных мер связанных с COVID-19 стала не просто рекомендацией, а чуть ли не единственным способом сохранить финансовую устойчивость. Не исключено, что переориентация на максимальную автоматизацию станет долгосрочным трендом развития всего банковского сектора.

Нынешний кризис неизбежно закончится. Но его последствия будут ощущаться еще долгое время, в том числе в сфере финансовых услуг. И банки должны быть готовы к этим изменениям, модернизируя устаревшие IT-системы, переобучая сотрудников и применяя максимально гибкий подход к цифровому банкингу в сотрудничестве с опытными, профессиональными вендорами.




См. список всех новостей.